Творческая психологическая лаборатория
«Страна внутри нас» - это коллектив единомышленников, работающий на
волонтерской основе.
Цель нашей работы
– социально адаптировать, интегрировать в общество детей с
особенностями ментального развития и детей с физическими ограничениями.
Очень важна и
адаптация родителей, в семье, которых рождается такой ребенок . Это
особая боль, с которой не просто справится. Сложно понять и принять то, что с
твоим ребенком что-то не так. Помочь родителям справится с этой болью, полюбить
и испытывать гордость за своего особенного ребенка – это тоже наша задача.
Рядом с нашими
детьми специалисты – психолог и два тренера, родители, а также
дети/взрослые – волонтеры. Мы - настоящая Команда!
«мы – Команда!»
- это не пафосные слова. Нашим детям комфортно, мы создаем
оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка.
Именно поэтому в нашем названии появилось
слово «лаборатория» - это место, где мы познаем/изучаем себя
через творчество. Раскрывая творческий потенциал ребенка, мы помогаем
приобрести новые умения и навыки, расширяем границы сознания, чтобы мир вокруг заиграл
новыми красками, новыми эмоциями.. это важно! Важно для любого человека,
но во много раз важнее для особенных детей.
Это
такая радость видеть, как ребенок выкарабкивается из « своей скорлупы», с каким
огромным желание познает мир, как глаза начинают лучиться особым светом!
Такое счастье испытываешь, когда
«закрытый» ребенок сам раскрывается тебе навстречу, начинает мыслить
категориями прекрасного, видит и умеет оценить красоту мира.
Творчество способствует этому. О том,
что мелкая моторика очень важна для развития умственных процессов, говорить
излишне, это очень важно! Но, не менее важно, создать для ребенка ситуацию
успеха, чтобы он САМ сделал что-то интересное, увлекательное, и увидел
результат. Это дает уверенность ребенку в том, что он со многими вещами может
справиться!
На наших занятиях мы и создаем ситуацию успеха, подбирая задания так,
чтобы дети справились, и если не умением, то при помощи яркости красок и
материалов получили отличный результат. Баночки с красками, кисточки,
бумага, клей - они просто творят волшебство!
Не менее важно, научить ребенка презентовать свои работы, так он справляется с
волнением, учится корректно привлекать к себе внимание, и говорить о том, что
важно.
Часто наши творческие задания коллективные. И тогда сразу видно, с кем и
как поработать психологу, так сказать, "фронт работы"..) Кто-то
перетягивает всю инициативу на себя, не давая раскрыться другому, а
кто-то наоборот стеснителен и готов "посидеть в уголочке". В процессе
творчества дети с легкостью учатся сотрудничеству, а в дальнейшем, эти навыки
перенесутся в жизнь..
Творчество, это не только сделать что-то самому своими руками. Это новый
образ мышления. На данный момент, мы уже не успеваем за
идеями наших детей..)
- организовывают праздники
- конкурсы
- викторины
- идеи с поездками
- картошку мы печем
- идеи поделок
- мастер - классы
… и еще много всего.
Конечно, идеи идеями, но без помощников
не обойтись. Вот тогда и чувствуется помощь и поддержка друзей.
Особенно хочется сказать о детях
– волонтерах. Одна женщина очень категорично сказала мне :
«Волонтерами могут быть только дети с 16 лет..» Вот уж не знаю, кто это
придумал, и поставил такой возрастной ценз, но у нас есть детки –
волонтеры и шести лет. А почему такой ребенок не может быть волонтером, если он
помогает своему брату/сестре ? Такой ребенок учится уважению к людям, чьи
возможности ограничены. Он с маленьких лет начинает понимать, что эти люди с
добрыми сердцами, талантливые и очень теплые!
Наши детки – волонтеры,
вырастают социально - толерантными, а это очень важно!
И вообще, наш коллектив такой
разновозрастный, от 5 до 63!)
И дети приобретают
бесценный опыт общения в таком разновозрастном коллективе.
За основу нашей работы, мы берем идею инклюзии –
включение ЛЮБЫХ детей
в нашу жизнь..
Включение (инклюзия)
в нашу жизнь особенных детей – это процесс постепенный, очень бережный, где
важно учитывать особенности ребенка, опираясь на его сильные стороны. Чтобы
ребенок почувствовал уверенность в своих силах.
Его возможности
постепенно и аккуратно повышаются. В том числе, и за счет того, что он учится
быть рядом с обычными детьми, а они учатся жить вместе с особенными
детьми. И кому от этого больше пользы – это
открытый вопрос.
Это не простой процесс,
требующий большого терпения, знаний и добросердечности, желание потратить
свое время на занятия/общение с детьми.
Родители, наши замечательные
мамочки, рядом с детьми! Они помогают не только своим детям, но и всем
кто в нашем коллективе. Внимание , человеческое участие , доброе
отношение так важны ! Взаимная поддержка и помощь – это то,
что помогает нам с оптимизмом позитивно смотреть вперед..
Творческая
психологическая лаборатория начиналась именно с помощи..;)
Как
все начиналось..
.. В 2002 году в НОИ
организовалась команда « Special Olympics» Навоийской региона.
Тренировочная база – стадион
«Химик». Тренировки проводят :тренер высшей категории Шишков Игорь
Геннадьевич и тренер- помощник Нажмутдинов Марс Руфгатович.
Дети занимаются
легкой атлетикой, игровыми видами спорта. Они настоящие Чемпионы! Побеждали не
только на Республиканских соревнованиях, но и в Японии, стали
призерами Специальной Олимпиады в Америке.
Команда развивалась, жила
своей жизнью, а жизнь – это не только победы и радости, но и
проблемы ..
****Если вы читали наш
блог, то уже понимаете, что я – психолог Инна Юрьевна Шишкова . Пишу этот
блог от первого лица, рассказывая о жизни нашего коллектива.
Т.к Игорь Геннадьевич мой
супруг, то естественно, что все проблемы проговаривались дома. Проблемы
различные: возрастные, межличностные. И Зухра Мубиновна сигнализировала «Нужна
помощь!»
**** Зухра Мубиновна Абдуллаева – семейный
координатор. Она настоящая мамочка нашим детям, с ними с самого
начала! Мама особенного ребенка, нашей солнечной Ферузочки (синдром Дауна).
Зухра Мубиновна всегда позвонит, побеспокоится, если кто-то не пришел.
Обратит внимание на ту, или иную проблему.
Но, как же помочь, ведь такая помощь
подразумевает хороший контакт и желание разговаривать , часто
об очень личных вещах.
И вспомнила я о тренинге, который
, в свое время, поразил меня своей доступностью, вариативностью в
применении, его можно применять для диагностики и
коррекционных занятий.
Тренинг на основе
сказкотерапии, в него одинаково охотно включаются, как дети, так и
взрослые . «Волшебная страна внутри нас.»
Авторы: Грабенко Т,
Зинкевич – Евстигнеева Т, Фролов Д. (*** Спасибо авторам!)
Собрались вместе с
родителями, руководством НОИ , все обговорили и запланировали
провести этот тренинг. Цикл коррекционных занятий, рассчитанный на 2-2.5
месяца.
Как говорится, дорогу
осилит идущий.
В сентябре 2008 года мы
провели нашу первую встречу, было на ней 7 человек..)
Занятия проводились, людей
приходило все больше и больше. Чтобы легче было наладить контакт,
придумали «экран настроения» .Каждый приходящий,
раскрашивал свой
кружочек настроения (красный, желтый, синий). И сразу становилось
понятно, кому сегодня нужно особенно уделить внимание, и дети,
включившись в процесс, охотно разговаривали/делились тем, что
беспокоит, обижает. Вот так потихоньку решали вместе старые проблемы, а
вырисовывались еще и новые, не озвученные..)
Но, мы уже были вместе, а когда
вместе, а не один,
то проблемы легко
трансформируются в задачи!
Тренинг продолжался,
процесс был увлекательным. Так радовалась, что дети
раскрываются! Я впервые работала с особенными детьми , была просто
изумлена, оказываются, как глубоко такие детки чувствуют мир!
Два месяца подходили к концу,
Герман (наш Герка) предложил организовать концерт, во время нашего
традиционного чаепития. А потом пошло-поехало!
Праздник ко Дню инвалидов… Новый
год…новые творческие задания и открытия…потом, мы захотели поездку
в Самарканд, а потом в горы..) Как оказалось, проводить время в
дружной компании весело! Мы не смогли расстаться..
:-)))
… и назвали
себя, созвучно сплотившему нас тренингу «Страна внутри нас»
Нам очень приятно, что,
читая наш блог, вы соприкасаетесь с нашей жизнью..
Будьте с нами!
**** В нашей жизни важное событие.
1 февраля 2013 года мы
провели наше первое занятие в Центре «УМР».
Навоийское областное отделение
Республиканского Центра помощи детям и подросткам с параличами.
Мы нашли единомышленников, а это
так важно!
Назира Субхановна Юсупова – руководитель
этого Центра, специалист в области инклюзивного образования. Работая заведующей
д/сада № 26 , впервые открыла группы для особенных детей.
Назира Субхановна, мы надеемся на
плодотворное и долговременное Сотрудничество с Вами..
Комментариев нет:
Отправить комментарий